Педагог-психолог Сафронова Лариса Викторовна
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОРГАНИЗА-ЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДАЛ.Г. Петерсон, д.п.н., профессор АПК и ППРО Л.Э. Абдуллина, аспирант Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва, РФ Переход современного общества от индустриальной эпохи к эпохе информации привел к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня очевидно ускорение темпов развития цивилизации, что обусловливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Модернизация образования сегодня – это не только государственное требование, но и важнейшее условие благополучия и развития и каждого человека, страны, человечества в постоянно изменяющихся, непредсказуемых условиях. В силу этого, новые нормативные документы, отражающие государственные требования к образованию (ФГТ, ФГОС), отвечая требованиям времени и обеспечивая непрерывность образовательного процесса на всех его ступенях, переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование интегративных качеств и нравственных характеристик личности, умения учиться, готовности к самоизменению, саморазвитию и самовоспитанию в течение всей жизни как основной результат образования. В Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) представлен Планируемый итоговый результат дошкольного образования – социальный портрет ребенка 7 лет [1]. При этом под «социальным портретом» понимается совокупность интегративных качеств, которые закладываются в дошкольном возрасте и определяют результативность других ступеней образования. Формирование этих качеств предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное). Таким образом, итоговый результат дошкольного образования должен находиться в преемственной связи с результатами освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), которые, как известно, подразделяются на: предметные, метапредметные и личностные. Под предметными результатами в дошкольном возрасте может считаться интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками», характеризующее те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает в ходе освоения содержания конкретных образовательных областей; под метапредметными – универсальные предпосылки учебной деятельности; под личностными – характеристики мотивационного, морально-нравственного, эмоционально-волевого развития. Важно отметить, что впервые в истории российского образования на уровне нормативных документов федерального уровня (ФГТ) в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров программы дошкольного образования выделены универсальные предпосылки учебной деятельности, реально обеспечивающие социальную успешность дошкольников, их адаптацию при переходе к обучению в начальной школе, и следовательно, создающие технологическую базу преемственности дошкольного и начального образования. В связи с этим исследование закономерностей становления учебной деятельности и разработка педагогического инструментария по формированию ее предпосылок на дошкольной ступени образования составляют первоочередные задачи современной педагогической науки. Один из вариантов решения проблемы непрерывности образования между всеми ступенями обучения на уровне технологии, дидактических основ, содержания и методик предложен в образовательной системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000…») [2]. На дошкольной ступени данная образовательная система конкретизирована в Примерной ООП дошкольного образования «Мир открытий» [3–5]. В настоящей статье мы более подробно остановимся на организации образовательного процесса в программе «Мир открытий» – технологии «Ситуация», дающей конкретный ответ на вопрос: как организовать образовательный процесс с дошкольниками, обеспечивающий преемственность в достижении планируемых результатов, определенных ФГТ ДО и ФГОС НОО. Однако прежде чем перейти к рассмотрению нового педагогического инструментария формирования предпосылок учебной деятельности, нам необходимо уточнить принятый в программе «Мир открытий» системно-деятельностный подход и выведенное из него содержание основных понятий, связанных с понятием учебной деятельности. Под деятельностным подходом мы понимаем такую организацию образовательного процесса, при которой обучающийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. А под системно-деятельностным подходом – деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности. В программе «Мир открытий», представляющей собой дошкольную ступень образовательной системы «Школа 2000…», в качестве методологического основания выбрана общая теория деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), в которой описаны общие законы эффективной деятельности. Конкретизация их для образовательного процесса на ступени дошкольной подготовки позволяет придать процессу формирования интегративных качеств дошкольников (как основному результату освоения ООП ДО) целостность и системность, повысить надежность и качество достижения сформулированных в ФГТ планируемых результатов освоения программы, обеспечить их объективный и критериальный характер, создать условия для построения непрерывной индивидуальной траектории развития ребенка, начиная с рождения и дошкольного детства, затем в начальной и средней школе, колледже и вузе, а затем и в его дальнейшем профессиональном саморазвитии. Исходя из общей теории деятельности, мы предлагаем следующее понимание терминов учебная деятельность, учебное действие, универсальное учебное действие, умение учиться, актуальных для реализации ФГОС и ФГТ. Учебная деятельность – этопроцесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. Учебное действие это структурная единица учебной деятельности (представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели). Универсальное учебное действие (УУД) этоучебное действие, имеющее надпредметный характер. Умение учиться желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность (то есть знание ее структуры, всех составляющих ее УУД, желание и умение их выполнять). Общая теория деятельности позволяет также уточнить роль дошкольного образования в решении общей задачи формирования умения учиться, воспитания созидательной, саморазвивающейся личности. Так, процесс формирования любого умения происходит в следующей последовательности: 1) приобретение опыта выполнения действия и мотивация; 2) приобретение знаний общего способа выполнения действия; 3) тренинг в выполнении действия на основе изученного общего способа; 4) контроль. Применяя этот закон к формированию УУД и умения учиться в целом в системе непрерывного образования, можно увидеть, что функция дошкольной ступени образования состоит не столько в формирования ее компонентов(хотя бы уже потому, что 2 и 3 этапы формированиякаждого компонента не соответствуют психологическим характеристикам дошкольников), а в приобретении детьми начального опыта выполнения тех универсальных действий, которые позволят им в будущем стать успешными в школе и в жизни. Такое понимание базовых приобретений возраста полностью соответствует положениям отечественной педагогической психологии о самоценности периода дошкольного детства и уникальности социальной ситуации развития ребенка. Итак, целью дошкольного образования в программе «Мир открытий» является непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, художественно-эстетических, социальных, нравственных, трудовых и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни. Для того чтобы воспитатель мог управлять процессом формирования у дошкольников предпосылок УУД, в программе «Мир открытий» специально разработан новый педагогический инструмент – технология «Ситуация» (Л.Г. Петерсон, А.И. Буренина, Е.Ю. Протасова), которая является модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон (ТДМ) для дошкольной ступени. Суть ТДМ заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. В зависимости от ступени обучения, дети делают свои открытия более или менее осознанно. В начальной школе на первых порах они имеют возможность «прожить» весь путь преодоления затруднения методом рефлексивной самоорганизации и приобрести сначала систематизированный опыт, а затем поэтапно – умение выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определяющих умение учиться. На дошкольной ступени технология «Ситуация» дает воспитателю ключ управления процессом самостоятельных открытий детей в варианте, адаптированном к возрастным особенностям дошкольников. Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных шагов (этапов). 1) Введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках, или о своих домашних обязанностях, о своей семье и т.п. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?». Отметим, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью, это то, что ребенок «сам хочет» сделать. Проектируя образовательный процесс, следует учитывать, что младшие дошкольники руководствуются своими сиюминутными желаниями (например, поиграть), а старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо). Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель не только полноценно включает методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»), но и целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что и он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!». Одновременно у детей формируется такое важное интегративное качество как «любознательность, активность». 2) Актуализация. На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. Вместе с тем, у детей формируется опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям. 3) Затруднение в ситуации. Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Этот этап чрезвычайно важен также с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)». Как гласит известная китайская мудрость: «Не знать – не страшно, страшно – не узнать». Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребёнка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса. В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, вам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи. Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения. 4) Открытие детьми нового знания (способа действий). На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера. С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумать самому», а если не получается самому догадаться, «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей придумывать, догадываться, не бояться задавать вопросы, грамотно формулировать их. В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ – «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и знаках. Таким образом, дети получают начальный опыт выбора метода разрешения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания. 5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка. На данном этапе воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее. При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»). В старшей и подготовительной группах используется игровой сюжет «школа», когда дети играют роль учеников и выполняют задания в рабочих тетрадях. Такие игры также способствуют формированию положительной мотивации детей к учебной деятельности. Дети учатся самоконтролю способа выполнения своих действий и контролю действий сверстников. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников. 6) Осмысление (итог). Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт выполнения таких важных УУД, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели и. А далее, с помощью вопроса: «Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, то есть объединяет «детскую» и учебную цели: «Вам удалось …, потому что вы узнали … (научились…)». В младшем дошкольном возрасте воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а в старших группах определить и озвучить их дети уже способны самостоятельно. Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер. На данном этапе очень важно создать условия для получения ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела. Этим реализуется его потребность в самоутверждении, признании и уважении взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», « Я хороший!», « Я нужен!»). Следует отметить, что технология «Ситуация» может реализовываться как целостно, когда дети «проживают» все шесть этапов, то есть весь путь преодоления затруднения на основе метода рефлексивной самоорганизации (например, при формировании элементарных математических представлений). А может ограничиваться его отдельными компонентами (например, только лишь фиксация затруднения, преодоление которого планируется в течение сравнительно длительного времени, наблюдение и анализ некоторой ситуации, обобщение, выбор способа действий и др.). При этом часть ситуаций может заранее планироваться взрослыми, другая же часть – возникать спонтанно, по инициативе детей, а взрослые – подхватывают ее и продумывают, как насытить данную ситуацию важным развивающим содержанием. Итак, технология «Ситуация» и предложенные в программе «Мир открытий» методические средства обеспечивают условия, при которых дети имеют возможность «прожить» (на уровне приобретения первичного опыта) как отдельные шаги рефлексивной самоорганизации, так и весь путь преодоления затруднения – самостоятельного выполнения пробного действия, фиксации того, что пока не получается, исследования ситуации, понимания причин затруднения, проектирования, построения и применения правил, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. Этим решаются многие вопросы не только качественного формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий, но и личностного становления дошкольников с позиций непрерывности образовательного процесса между различными ступенями обучения. Литература: 1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года). 2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007. 3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Институт СДП, 2011. 4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л.Г. Петерсон / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012. 5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л.Г./ Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012. 17 июля 2016 в 20:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.